КонсультацииМежличностные отношения
Закрылась в себе и не могу легко общаться с людьми. Как быть в этой ситуации?
В школе я была как говорят «гадким утенком» и часто было такое что надо мной смеялись. И наверное это повлияло на меня. Но я не знаю как над этим работать
Сколько себя помню у меня всегда был страх публичных выступлений
Но также возможно это могло появиться и раньше. Возможно это из за кого то из семьи. Моих сестер или мамы. Они всегда были более сильные личности чем я и как то подшучивали надомной. Например мама могла взять мое сочинение и читать вслух перед всеми и все смеялись. Сейчас мне было бы тоже смешно. Но тогда я была ребенком и я была обидчива. Но чего то что было ранее школы я точно вспомнить не смогу
Вы на связи?
Вероника, я сегодня был занят, поэтому я добавлю время к нашей консультации.
Хорошо.
Мы остановились на том, что нашли причину тех проблем, с которыми ты столкнулась. Конечно со временем на причину или обстоятельство, которые приводят к изменению поведения человека наслаивается негативный опыт других ситуаций и уже трудно понять почему именно такие последствия наступили.
Тем не менее, мы проанализируем негативный опыт, полученный в детском и подростковом возрасте через призму эмоций, которые были получены, чтобы лучше понять что сейчас происходит.
Да
Когда ребенок рождается, он испытывает различные эмоции, которые далеко не всегда бывают приятными. В процессе роста и развития, дети испытывают естественные чувства страха, обиды, злости, гнева, агрессии и т.д. И ребёнок с помощью инстинктов понимает их и по мере социализации старается более или менее успешно с ними справляться и контролировать свои эмоции.
Когда ребенку страшно, его инстинкт приходит к нему на помощь он защищается как может или убегает, иногда защищается не совсем рациональным образом, например, спрятавшись под одеялом. Когда становится обидно – он плачет. Когда больно – он тоже плачет или жалуется. Когда ему не дают любимую игрушку, он тоже может плакать, а может и начинать злиться. Когда испытывает в чём-то потребность – он просит.
Но однажды ребёнок слышит: «Как тебе не стыдно! ». И это новое не понятное чувство, сказанное таким тоном, что сразу погружает в чувство вины, может буквально ввести в ступор ребёнка.
Когда ребенок слышит это ужасное для него слово «СТЫДНО! ». Он не знает, что с этим ему делать. Но он чувствует по поведению взрослых, что это просто ужасно. И он уже начинает чувствовать себя плохим, не нужным. Не достойным быть любимым, а может быть и просто ничтожеством. Особенно если это «КАК ТЕБЕ НЕ СТЫДНО» звучит от значимых для ребёнка людей.
Затем ребёнок может столкнуться с этим «как тебе не стыдно! » в детском саду, во дворе, в школе.
И так ребёнок идет по жизни, приспосабливаясь, но начиная ощущать неуверенность в себе, заниженную самооценку, недостаток своих коммуникативных способностей, ощущение в своем теле давящего чувства не свободы, как будто кто-то сковал по рукам и ногам.
Очень часто стыд воздействует на ребёнка или подростка с другими эмоциями, которые на него наслаиваются, и часто возникают одновременно со стыдом, но по своему содержанию иные.
Часто спутником стыда становится чувство унижения. Чувство унижения вообще воспринимают как сопутствующее стыду.
В свою очередь стыд и унижение часто порождают чувство безнадежности и вины. Далее это может сопровождаться чувством отвержения. Могут появляться ассоциации в мыслях, что раз стыдно, значит сейчас отвергнут, и дальше я уже буду переживать не только стыд, но и одиночество, заброшенность, и ощущение, что я отвратителен или по крайней мере неприятен для других.
Образуются характерные связки с физической реакцией: краснеют лицо-уши-шея-руки, выступает пот, ноги слабеют, в груди ощущение стесненности. Глаза опущены, тяжело их поднять и увидеть реакцию другого человека, потому что уверен в том, что она негативная. Более того, на лице другого ожидаешь увидеть гримасу отвращения, осуждения, а может быть даже презрения. Видеть такую реакцию нет желания, поэтому и проще смотреть в пол.
Но просто смотреть в пол помогает мало, потому что стыд тесно связан с ощущением того, что человек насквозь виден. Это ощущение полной прозрачности для взгляда другого человека подавляет. Возникает ощущение, что никогда бы не показал бы другому человеку то, что внутри испытываешь, но не возможно скрыть скрыть потому что весь на виду.
В результате полная остановка, замирание, замораживание и съеживание.
Я описал примерный механизм, как чувство стыда и унижения, испытанные когда-то могут превратиться в проблему
Я чувствую жуткую неуверенность в себе.
Вероника, что ты думаешь по поводу описанного мною механизма изменения состояния человека? Это откликается для тебя?
Не совсем уверена именно что это чувство от того что кто то говорил « как тебе не стыдно». И также я не смотрю в пол при какой то ситуация. Но вот чувство того что мне не скрыть неловкость или какую то физическую реакцию скованности и чувство прозрачности, да похоже