естественно умирать я не планировала а скорее хотела повлиять на них
Если хотите, то скину почитать незаконченную статью про обиду.
Позволю себе скинуть черновик моей статьи, в которой пишу про обиду:
Давайте вместе отомстим обидчикам? Я могу рассказать, как это сделать самым эффективным способом.
Но для этого нам стоит больше узнать про свои обиды. Как обида формируется, как закрепляется в психике, как влияет на нас и на биохимические процессы в организме, как проявляется в поведении и воспринимается в обществе, и почему люди так часто обижаются.
Неплохо было бы узнать, как обида кодируется в нашей речи (семантика) и как она символизируется в мифах. Можно рассмотреть её и со стороны религии, но не уверен, что хочу написать книгу про обиду.
Что ж, есть ли у Вас обида на кого-либо? На родителей, родственников, друзей, коллег?
Если заметите, то обижаемся мы на тех, кто нам близок. И в то же время на кота, который испортил тапок, и на погоду не обижаемся.
И это важно, но к этому мы ещё вернёмся, а сейчас давайте обратим внимание на собственные ощущения и мысли во время обиды. Это нам пригодится для решения первого вопроса в статье.
При каких обстоятельствах возникает обида?
Как она проявляется в теле?
Как Вы её чувствуете и где именно в теле?
Какие мысли при этом появляются и как влияют на Ваше поведение в настоящем моменте и в продолжении?
А могли бы представить себя со стороны во время обиды? Как Вы выглядите? Вероятно, и чувствуете что-то, когда видите себя обиженного со стороны?
Хорошо. Пусть эта информация пока побудет в сторонке, а мы посмотрим на обиду со стороны психологии.
Первый вдох ребёнка – это начало взаимодействия с внешним миром, и мы становимся зависимыми от многих вещей. Получая от мира, т. е. мамы, ресурсы для роста организма, мы начинаем предъявлять свои требования.
Мы учимся удовлетворять свои потребности на базе инстинктов. Пока что только потребности, коих не так много. В дальнейшем будут ещё и желания, коих «мешок».
Видели, как ведут себя грудные дети? Своим поведением они управляют поведением матери.
Что происходит дальше? – Вырабатывается определённый навык и способ реагирования, для того чтобы выжить. Чувства сцепляются с поведением, и первоначально этот процесс контролируется ребёнком. Ребёнок с помощью обиды получает «бонусы». В состоянии обиды можно позволить себе что-то делать или не делать, и за это ничего не будет. «Он первый начал!» - Знакомая фраза?
Кто первый обиделся – тот и прав. Вина автоматически переходит к оппоненту.
Из этого понятно, что обида – это не просто чувство, а эмоционально-поведенческая реакция, т. е. обида - это чувства + поведение.
Думаю, сейчас стоит обратить внимание на эмоциональную составляющую обиды и рассмотреть её на гормональном уровне.
В работах исследователей говорится, что обида не является «чистой» эмоцией, а состоит из: печали (гормон мелатонин), желания (буря эмоций) и агрессии (гормон норадреналин). Агрессия здесь – это подавленный страх.
Если обидчик удовлетворит потребность, то добавится окситоцин, и слезть с этой «иглы» людям не просто.
Обида этим гормон-компотом заполняет внутреннюю пустоту и тем самым поддерживает выживание системы, лишённой удовольствия от жизни.
Поскольку агрессия – это компонент обиды и участвует в процессах, касающихся личных границ человека, то у неё есть 2 пути: выходить наружу или уходить внутрь. Обида работает как защита от внешних угроз, и это обусловлено причинами, кроющимися в эволюции вида, но животные не обижаются на укус соседа. И здесь мы как люди получили подарок от природы и эволюции: мы стали мыслить абстрактными конструкциями около 50-ти тысяч лет назад, когда стали рисовать на стенах. Именно неокортекс («новая кора») позволил нам сделать эволюционный скачок, но лимбическую систему никто не отменял.
Если коротко, то кора отвечает за логику, а лимбическая система за эмоции.
Не буду углубляться в столь интересную тему. Скажу лишь, что на наше поведение влияет как ранняя среда обитания, так и эволюционные механизмы, и гены предков.
Что же делает ребёнок постарше? – Он начинает осваивать территорию и выстраивать отношения в социуме. Будучи слабее взрослых и в зависимости от среды, дети не могут открыто проявлять агрессию и отстаивать свои интересы силой. Они взывают к справедливости, к чувствам других, давят на эмоции (жалость, страх, вину) и, конечно, обижаются. Так обида становится инструментом, психологическим приёмом для удовлетворения своих потребностей.
Из контролируемой области, это поведение уйдёт и станет бессознательным, т. е.привычкой.
Как, кстати, сейчас выглядит образ, который представляли? Как сейчас к нему относитесь?
А что же обидчик? Ведь, обида – это довольно болезненный способ манипуляции его поведением. Наказывая другого чувством вины за несоответствие собственным ожиданиям и желая восстановить «справедливость», мы вызываем в нём агрессию. Он будет защищаться или проявит беспомощность.
Дело ещё в том, что обижаемся мы на людей, которые нам близки.
Обида разрушает не только организм обиженного, но и влияет на здоровье наших близких. Она включает умственную агрессию.
Как религиозные верования относятся к «не прощению», знаете? Как воспринимается ненависть к другому и сохранение этого чувства в себе? Жертва права в глазах Бога и безгрешна? – Да, она занимается изменением других людей, доставляя душевные страдания другому. Мираж ментального удовлетворения и восстановления справедливости через него – не принимается Высшими силами...