КонсультацииЛичностные проблемы

Меня беспокоит моя плохая память, часто забываю подробности, фразы и названия. Что с этим можно сделать?

1059
05 нояб. 2022
Ольга
Мне 31 год. Все больше беспокоюсь о проблеме с памятью. Не помню совершенно ничего из школьной программы за исключением русского и английского. Постоянно испытываю дискомфорт, т.к. недоступны самые элементарные вещи. Училась хорошо (аттестат без троек), но помню, что еще тогда было проблемой что-либо выучить. Я запоминала, только если могла понять "как устроено". Зубрежка не давалась. Писала много шпаргалок. О детстве довольно много воспоминаний, но не могу привязать их к возрасту (например помня какое-то событие из школы, знаю, что это было в младшей или старшей школе, но не помню в каком именно классе). Так же с воспоминаниями о родителях и друзьях - путается очередность, в каком возрасте происходили события. Кроме того из детских воспоминаний больше помнятся негативные моменты, чем радостные. Хотя я уверена, что и радостных было не мало. Воспоминания о юности частично отсутствуют. Мы с мужем начали отношения в 18. Он часто вспоминает что-то, а я будто впервые узнаю об этом. А то, что помню - помню исключительно как факт (на озеро ездили, ночью там-то гуляли, день рождения отмечали там-то и так-то). Т. Е. Помню, что такое было, но без подробностей, связки с другими событиями того дня или времени, без временной цепочки и последовательности, без привязки к году когда именно это было. Так же постоянно испытываю дискомфорт из-за размытых воспоминаний диалогов. Могу разговаривать или спорить с кем-то о чем-то, заметить что человек себе противоречит, и не вспомнить точную формулировку сказанного 30 минут назад. Или во время конфликта забыть суть перепалки. Помнить начало конфликта, чувства и интонации, но забыть что именно (сами слова, фразы) говорили я и партнер. В итоге сложно решать конфликты и отстаивать свою позицию, объяснять что было обидно, с чем не согласна. Так же часто бывает иду целенаправленно в комнату. Прихожу, не помню что хотела взять. Иду в магазин без списка - забываю купить несколько критично нужных вещей/продуктов. Планирую разговор - забываю упомянуть важное, теряю выстроенный план разговора, приходится импровизировать. Потом вспоминаю, что забыла обсудить. Крупных провалов из серии "не знаю как тут оказался/ не знаю откуда эта вещь" у меня нет. Не могу сказать, что проблема прогрессирует - так живу уже много лет, может и с детства, не знаю. Не замечала ухудшения. Но все чаще расстраиваюсь из-за этого, хочу понять в чем причина. Особенно давит то что я не помню даже самое простое из школы. То, что считается элементарным. То, что должен помнить и знать каждый человек, который учился. Просто "наверстать" не получится. Пробовала читать учебники - не запоминается совершенно ничего. И когда в разговорах всплывают какие-то факты, я в следующем разговоре не могу их вспомнить. В августе летели из Сочи в Москву. В октябре не вспомнила какую гору и страны пролетали. На днях муж вспоминал, рассказывал другу при мне что мы пролетали. Сейчас я так же не помню.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
05 нояб. 2022

Вот немного теории по памяти:

"В долговременную память из кратковременной обычно переходит 5-6 последних единиц информации. Воспроизводится в кратковременной памяти 10я доля, и повторения без обдумывания на это не влияют, т.е. для запоминания необходимо осмысленное повторение. Информация выпадает из памяти, если не повторяется или не используется. Она переходит в долговременную память, объем которой практически не ограничен, если сопоставляется и сравнивается с изученным ранее, если общие положения разъясняются конкретными примерами, а также если происходит систематизация материала по какому-либо признаку.

Больше, чем затухание, на забывание влияет интерференция, т.е. наложение вновь поступающей информации на еще не переработанную. Воспроизведение слов с конкретной связью строе, а с логической - вчетверо выше, чем без связи. Осмысленный материал помнится гораздо лучше. Скорость забывания зависит от объема материал, трудности его усвоения. Быстрее забывается неинтересное, непонятное. Усвоению легкого материала мешает последующая сложная деятельность; участие нескольких анализаторов способствует лучшему запоминанию, к этому же ведет упорядочение, планирование, рационализация умственной работы. Повторение более продуктивно, если проводится не сразу, а через некоторое время. Воспроизведение происходит вне восприятия, оно основано на произвольном или волевом припоминании. Узнавание и распознавание тоже используют механизмы памяти при восприятии, Эмоции усиливают, но и искажают запоминание.

Существуют две основные формы долговременной памяти: эпизодическая и семантическая. Первая сохраняет датированные эпизоды и события в их взаимосвязи, подвержена интерференции, изменяется после поступления новой информации. Вторая необходима, чтобы пользоваться языком, это память на слова, понятия, правила, абстрактные идеи, на весь умственный тезаурус человека, который организует его знания о вербальных символах, из значениях и связях между ними, правилах, формулах и алгоритмах оперирования ими. Семантическая память регистрирует не свойства входных сигналов, а их когнитивные референты, т.е. вызванные ими в нервной ткани процессы. Она достаточно стабильна во времени, почти не подвержена интерференции. "

Статья "Когнитивные факторы учебного процесса", автор В. С. Идиатулин

Если заинтересовала информация, можете найти в сети.

06 нояб. 2022
Ольга

Спасибо

06 нояб. 2022

Подскажите, пожалуйста, остались ли у Вас еще вопросы по данной теме?

Если нет вопросов, завершите, пожалуйста, нашу консультацию, нажав на кнопку "Завершить консультацию".

Буду признательна, если Вы оставите отзыв, и расскажете, чем консультация была Вам полезна.