КонсультацииОтношения в коллективе. Социальная психология
Чувствую себя хуже других на работе. Как получить внимание коллектива?
Добрый день, Мария!
Проблемы с людьми конечно есть, но основная причина, как мне кажется, во внутреннем конфликте, дисгармонии в душе. Ведь что такое внешний конфликт? Некое продолжение внутреннего конфликта. Острые внутренние противоречия, сопровождающийся сильными негативными эмоциями. Образ желаемого мира, да и себя резко не совпадает с реальностью.
Вы так хорошо все описали, что просто просится сразу обозначить подсознательные негативные иррациональные установки в соответствии с теорией и практикой когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
Я пытаюсь заслужить репутацию, занять свое место. При этом я начинаю себя гнобить, что я могу быть лучше, но не достаточно делаю чего-то для этого.
Это подсознательная негативная иррациональная установка долженствования (высокой требовательности) к себе.
я хочу участвовать во всех беседах, быть признанной, получать человеческое внимание, комплименты моему профессионализму.
Это подсознательная негативная иррациональная установка долженствования к другим.
Когда нет внимания в коллективе, наступает паника и страх, что меня уволят, что они считают меня не достойной их внимания, что я зря ем свой хлеб, что я не достойна свой зарплаты.
Это подсознательная негативная иррациональная установка катастрофизации (драматизации).
Если они со мной не общаются, значит я хуже других, я пустое место.
Это уже к проблеме самооценки - негативная оценка своих собственных качеств с позиций каких-то стандартов, посредством сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя либо своими представлениями идеальной личности.
Что бы достичь душевной гармонии, уменьшить стрессы, избавиться от навязчивых мыслей (а они видимо у Вас есть), повысить самооценку - надо поработать с этими негативными (иррациональными) подсознательными установками, во многом определяющими Ваше отношение к жизни в целом и частностях. Изменить такие установки эффективно поможет когнитивно - поведенческий подход, направленный на работу с Вашими внутренними понятийными структурами, опытом, знаниями и их обработкой. Это один из наиболее действенных подходов в настоящее время, включен даже в американские и многие европейские бесплатные медицинские полисы. Основной результат терапии - изменение эмоциональных реакций и поведения. Этот подход относительно краткосрочный (обычно несколько недель), сфокусированный на выявлении иррациональных подсознательных установок, выявлении негативных автоматических мыслей, которые ведут к неадаптивному эмоциональному состоянию и поведению. Он направлен на глубинное изменение неадаптивных эмоциональных реакций, мешающих полноценной жизни.
КПТ успешно работает в удаленном доступе, эффективна при работе по переписке.
Она предполагает самостоятельное отслеживание своих состояний и вызвавших их событий или мыслей, ведение дневника отрицательных событий и разбор текущих результатов. Затем путем обсуждения каждой из ситуаций (дискуссии) проводится совместная выработка приемлемых (именно для Вашего мировоззрения) рациональных адаптивных установок. Окончательный этап — закрепление рациональных установок в подсознании и поведении.
Поскольку ситуация у Вас достаточно острая и Вы человек (судя по письму) в целом рационально мыслящий, способный адекватно оценивать себя и других давайте приступим "с этого места в карьер".
Начнем с психодиагностики.
Вот тест Эллиса на наличие иррациональных установок:
https://psytests.org/personal/ellis-run.html
Он минут на 15-20, достаточно информативный, выявит
Степень проявления Ваших негативных установок.
В конце теста краткое описание метода.
Пишите, что получилось (цифрами). Обсудим и приступим.
Хорошего дня!
Катастрофизация - 14
Должествование в отношении себя - 19
Должествование в отношении других - 28
Фрустрационная толерантность - 24
Самооценка и рациональность мышления - 20
Что бы было перед глазами:
"Катастрофизация - 14
Должествование в отношении себя - 19
Должествование в отношении других - 28
Фрустрационная толерантность - 24
Самооценка и рациональность мышления - 20"
Наверное расстраивают такие показатели? (обращаю Ваше внимание - чем ниже показатель, тем выше степень проявления установки). Ничего катастрофичного, просто отражение реальной действительности, состояние психики на сей момент. Как говориться, осознание — первый шаг к исцелению.
По опыту работы хочу отметить, что часто в работе с клиентом "уцепившись" за что-нибудь одно наиболее проявляющееся «иррациональное» и постепенно устраняя его, остальное подтягивается как бы полуавтоматически.
Начнем по порядку.
Катастрофизация (наиболее близко по смыслу «русское» слово «Драматизация» как усиление некой конфликтности). У Вас выражена очень сильно. Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональной установки. У Вас - 14, а только после 30 установка оценивается более «мягко» - "как наличие иррациональной установки и вероятность возникновения стресса" по этому поводу.
Катастрофизация - это когнитивный процесс, при котором человек проявляет преувеличенное представление о негативе, предполагая наихудшие результаты и интерпретируя даже незначительные проблемы как серьезные бедствия, склонность ожидать худшего, сгущать краски и видеть в любой проблеме страшное предзнаменование.
Человек как существо биологическое имеет сильнейший инстинкт выживания, доставшийся нам от предков. Однако в современной социальной среде этот инстинкт зачастую играет отрицательную роль. Подсознание "бьет тревогу" при обычных межличностных конфликтах, критике, покушении на самооценку (внутренний престиж) как будто это на грани угрозы жизни. И человек своей склонностью к негативизму изводит себя вопросами: «А вдруг…? », «Как бы чего не случилось? », «А что, если…? ». Корни такого поведения следует искать в его внутренних установках: завышении значимости негативных событий, боязни неизвестного, повышенной эмоциональности (а не рациональности) анализа ситуации. Для этой установки характерны определенные подсознательные или полусознательные слова (маркеры установки), которые полуавтоматически воспроизводятся в негативных ситуациях.
Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света, драма, бедствие, несчастье, разгром, крушение, «жесть», «облом»…
Подумайте, что Вы используете из этого "арсенала".
Установка долженствования (или более по-русски: Установка повышенной требовательности или безусловная требовательность: 1. К себе, 2. К людям, 3 к миру).
У вас она тоже достаточно сильно выражена - 19
Установка проявляет себя в трех вышеупомянутых сферах.
Первая сфера – установка долженствования в отношении себя – то, что я должен сам себе (требовательность к себе), каких результатов достигать; как я должен вести себя с другими, в обществе...
Наличие убеждения в том, что вы кому-то или себе что-то постоянно должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать Вам его исполнить. Как у Вас обстоит дело с перфекционизмом: идеал может и должен быть достигнут; несовершенный результат работы не имеет права на существование; озабоченность стремлением к безупречности и совершенству (сопровождающаяся критическими самооценками); опасениями по поводу оценок других ("синдромом отличницы")?
Вторая сфера установки долженствования - у Вас менее выражена 28, на границе - наличие иррациональной установки и вероятность возникновения стресса. Долженствование в отношении других – то, что и мне и в обществе (друг другу) должны другие люди. То есть как другие люди должны вести себя со мной и с другими людьми (между собой), как говорить, что делать (жесткость моральных законов).
И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания. Отмечу, что долженствование к другим — это как некая проекция Вашего отношения к себе, часто определяется Вашей внутренней моделью социальной среды, где всё и все должны быть более идеальны.
Третья (возможная) сфера установки долженствования – требования, предъявляемые к окружающему миру, – то, что «должны» нам социальная среда в целом (миропорядок), правительство, местные власти и "гады из ЖКХ", природа, погода,... И т. п.
Слова-маркеры для всех этих установок: обязательно, должно, должны, должен (не должен, не должны, не должно и т. п.), положено, «кровь из носу», во что бы то ни стало, необходимо, обязан, надлежит, требуется, приходится, надо, вынужден, следует, очевидно...
Насколько часто прокручиваются в голове?
Низкая стрессоустойчивость — это пока естественно для Вашего общего состояния. Небольшие (для других людей) стрессы бьют по Вам гораздо сильнее. Кругом катастрофы, драмы (и маленькие и большие), Вы многого требуете от себя, но не удается выполнить на "отлично", а иногда и вообще «обломы» случаются.
Самооценка и рациональность мышления - это некий обобщенный показатель. Судя по Вашему письму Вы сейчас вполне способны адекватно анализировать себя и других (их поведение), формулировать и излагать свои мысли. В этом нет сомнения.
А вот самооценка действительно низкая. Боязнь общения, критики, ранимость, чувство беззащитности...
Я пытаюсь заслужить репутацию, занять свое место.
То есть Вы достаточно низко оцениваете свою репутацию, место в коллективе.
Маленький тест (10 вопросов): "Какое ваше реальное место в коллективе на сегодняшний день? "
https://testometrika.com/business/what-is-your-place-in-the-team/
Обдумайте не спеша, напишите, что Вы сами думаете о полученных результатах теста Эллиса, результатах теста о своем месте в коллективе (и какие они, скопируйте), а так же моем предварительном анализе Ваших негативных подсознательных установок.
С чем согласны. Более информативным будет даже с чем Вы не согласны.
На этой основе продолжим работу с негативными установками.
Успехов!
P. S. Буду на связи через часик, так что не спешите.
Не все вопросы ТЕСТА "Какое ваше реальное место в коллективе на сегодняшний день? " имели подходящий для меня вариант ответа.
Вопрос № 2. Знают ли коллеги по работе когда у вас день рождения?
Варианты:
- Только те, с которыми я тесно общаюсь
- Нет
- Да и дарят незабываемые поздравления.
Знают некоторые, но я сними близки не общаюсь. И знают потому, что они смотрят у кого в этом месяце день рождения. Они не выделяют именно меня.
Вопрос 4. Понедельник, утро. С чего вы обычно начинаете новую рабочую неделю?
Варианты:
- Сначала пообщаюсь с коллегами, поговорим, кто чем занимался в выходные
- Закрою дверь и сразу примусь за работу
- Меня не интересует, кто как провел выходные, и раздражают эти разговоры
- Хотя это всегда довольно скучно, но я слушаю рассказы других о том, как они провели выходные. Это лучше, чем сразу браться за работу
Я не знаю какой вариант выбрать. Меня интересует кто что делал в выходные. Кто куда ходил, кто чем занимался. Иногда я беру из таких рассказов что-то для себя на заметку и могу сходить, например, в кафе или выбрать базу отдыха. Но в этом коллективе часть людей заходит молча и не разговаривает (мне иногда кажется, что они пришли через силу), а некоторые болтают о себе без умолку с излишними подробностями. С молчаливыми диалог построить не получается, могут и наорать, если спросишь не то. И тут я начинаю себя заставлять найти с ними общий язык, как-то улыбнуться, понравиться и, если не получается, переживаю. Другая часть коллектива болтливые, не слушают, но говорят, даже если на них в кабинете никто не смотрит (я обычно предпочитаю, чтоб на меня смотрели, когда я говорю и если не смотрят, то это значит, что им не интересно или меня не слушают). Я начинаю их из приличия слушать, устаю, не всегда понимаю зачем мне эта информация и как на нее реагировать. Причем мне могут рассказать очень интимные подробности, а если что-то аналогичное скажу я слышу в ответ «а нам зачем эта информация? ». И тут хочется «закрыть дверь и приняться за работу». А в следующий раз я не говорю вещей, которые вызывают какую-то на мой взгляд отрицательную реакцию, подбираю слова, а после разговора анализирую, как человек ко всему этому отнесся.
Вопрос 5. В стремлении к цели для вас важнее всего:
Я бы выбрала все три пункта никого не обидеть, процесс и результат.
Вопрос 6. Неожиданно начальник отправляет вас на важную незапланированную встречу, вы...
Постараюсь найти нужную информацию для этой встречи и буду нервничать.
Вопрос 8. В результате небрежности одного из сотрудников результаты общей работы оказались невысокими. Как вы поступите в этой ситуации?
Я не знаю, как бы я поступила. Мне кажется, что этим сотрудником была бы я) Хотя возможно отнеслась бы с терпением и пониманием. Но это не точно.
Вопрос 9. Как вы обычно проводите обеденный перерыв?
Ухожу куда угодно.
Ваши результаты:
Вы - очень скромный и неуверенный в себе сотрудник. Если вы уйдете на больничный или в отпуск, вряд ли коллеги заметят. Из коллектива очень близко вы ни с кем не общаетесь. Контактируете с коллегами только когда дело касается работы, ничего лишнего. Вам необходимо пересмотреть сложившуюся ситуацию и подумать, что вы можете сделать для ее улучшения.
Я согласна, что уйдя на больничный мое отсутствие не заметят. Мой функционал может сделать кто угодно из них. Мое профессиональное мнение, совет, участие не требуется. В таких ситуациях не понятно зачем вообще тебя берут на работу.
Я совершенно не могу принимать критику или негативные отзывы от людей. Для меня это как будто бы меня отвергли, унизили, оскорбили, что я для них не достаточно хороша, пустое место.
Подсознание "бьет тревогу" при обычных межличностных конфликтах, критике, покушении на самооценку (внутренний престиж) как будто это на грани угрозы жизни.
Я совершенно не могу принимать критику или негативные отзывы от людей. Для меня это как будто бы меня отвергли, унизили, оскорбили, что я для них не достаточно хороша, пустое место.
Долженствование в отношении других – то, что и мне и в обществе (друг другу) должны другие люди. То есть как другие люди должны вести себя со мной и с другими людьми (между собой), как говорить, что делать (жесткость моральных законов).
Мне было бы легче, если бы в нашем мире были правила для всего. Как говорить, что делать и чтоб эти правила соблюдали все. Я бы понимала, чего ждать от людей и как мне себя с ними вести. Если человек действует по правилу, значит это нормально. И если бы я что-то делала, то понимала, какая последует реакция.
Никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания.
Я понимаю, именно это хочется принять и жить с удовольствием. Не умею я людей принимать.
«я должен добиваться успеха, иначе я – ничтожество».
Я понимаю, что это деструктивно, вводит меня в депрессивное состояние. Обычно когда я в этом состоянии, то параллельно думаю "ну вот опять эти мысли, мне так не нравится! Что бы сделать, чтоб так не думать? Я хочу нормально жить, хватить себя принижать! ". На этом все.
Вы - очень скромный и неуверенный в себе сотрудник. Если вы уйдете на больничный или в отпуск, вряд ли коллеги заметят. Из коллектива очень близко вы ни с кем не общаетесь. Контактируете с коллегами только когда дело касается работы, ничего лишнего.
Похоже. Пока оно так.
Вам необходимо пересмотреть сложившуюся ситуацию и подумать, что вы можете сделать для ее улучшения.
Это ребята-психологи тест делали из сферы психологии отношений. Я его прислал не то что бы для оценки ситуации (Вы ее в целом хорошо описали), а для более широкого взгляда на нее (с точки зрения перечня вопросов и ответов). Для улучшения ситуации (я уже отмечал) начинать надо с себя. Как говорят - себя изменить сложно, а других практически невозможно. Измениться самой не в мировоззренческом плане и не в понимании моральных законов. Просто стать внутренне гармоничнее и тогда постепенно наладиться и внешняя гармония. Греческое слово «гармония» означало целостность, слаженность. Говоря о гармонии в жизни, мы имеем в виду правильный баланс между между телом и сознанием, миром внешним и внутренним, между всеми составляющими нашего существования. Трудно ведь общаться с дисгармоничным человеком, да еще когда и у окружающих своих "тараканов в голове" полно.
Я совершенно не могу принимать критику или негативные отзывы от людей. Для меня это как будто бы меня отвергли, унизили, оскорбили, что я для них не достаточно хороша, пустое место.
Тут и установка долженствования к себе (я не должна допускать ошибок) и пока низкая стрессоустойчивость и дополнительный удар по самооценке, которая и так страдает.
Однако, Вы ничего не написали по моему разбору результатов теста Эллиса. С чем согласны, с чем Вы не согласны. Можете дополнительные примеры привести по словам-маркерам.
Я на связи.
Катастрофизация - это когнитивный процесс, при котором человек проявляет преувеличенное представление о негативе, предполагая наихудшие результаты и интерпретируя даже незначительные проблемы как серьезные бедствия, склонность ожидать худшего, сгущать краски и видеть в любой проблеме страшное предзнаменование.
Мой муж говорит мне, что я драматизирую. Если косяк на работе - я панику, что меня уволят, выставят на улицу и я не смогу найти другую работу (хотя такого в жизни у меня ни разу не было). Если что-то стрельнуло в организме, значит я почти смертельна больна. Я начинаю тревожиться по какой-то проблеме, потом вроде она разрешается, появляется новая и я уже не помню про старую и новая занимает все мои мысли.
Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света, драма, бедствие, несчастье, разгром, крушение, «жесть», «облом»…
Я пожалуй говорю "капец" и "жесть"
Как у Вас обстоит дело с перфекционизмом: идеал может и должен быть достигнут; несовершенный результат работы не имеет права на существование; озабоченность стремлением к безупречности и совершенству (сопровождающаяся критическими самооценками); опасениями по поводу оценок других ("синдромом отличницы")?
Я хочу быть лучшей на работе, знать ответ на любой вопрос, а я так не могу! Я не гений, я обычный человек, меня иногда подводит память и то, что я постоянно не применяю просто забываю. Я пытаюсь что-то вспомнить, начинаю волноваться, переживать, что не могу вспомнить и забываю последнее. Я ругаю себя за это.
Я не люблю заниматься уборкой, но я считаю, что дома должен быть идеальный порядок. Я пытаюсь себе объяснить ты либо убирай, либо оставь себя в покое. Но у меня так не работает, я пилю себя и ничего не делаю как мне кажется надо делать)
То же самое можно сказать про фигуру. Я даже себя ненавидела при появлении первых морщин и коронок во рту. Мне понадобилось время, чтоб себя уговорить, что это естественный процесс, не сходи с ума!
И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания. Отмечу, что долженствование к другим — это как некая проекция Вашего отношения к себе, часто определяется Вашей внутренней моделью социальной среды, где всё и все должны быть более идеальны.
Я не требую от людей быть идеальными во всем. Я хочу быть в теплых гармоничных отношениях с ними. С остальными недостатками людей, которые я требую от себя (убирать дом, быть лучшей на работе, быть самой стройной и т.д.) я от других людей не требую, я отношусь к ним спокойно.
Пока писал в Сегодня в 17:26, от Вас еще письма дошли.
По порядку.
Долженствование в отношении других.
Мне было бы легче, если бы в нашем мире были правила для всего. Как говорить, что делать и чтоб эти правила соблюдали все.
Как у Канта - моральный закон? Если по сути - "поступай с другими так, что бы это могло стать всеобщим законом". Хорошо БЫ конечно. Хотя я тут как то не совсем с Иммануилом согласен. Если допустим человек жулик по натуре, то он этого и от других ожидает. Как в воровской среде (это, конечно, совсем не к нам) - свои законы.
И если бы я что-то делала, то понимала, какая последует реакция.
Это в целом верно, каждый "меряет на свой аршин", беда, что аршины у всех разные.
Я понимаю, именно это хочется принять и жить с удовольствием. Не умею я людей принимать.
Пока, видимо, нет, но это поправимо.
Я должен добиваться успеха, иначе я – ничтожество».
Я понимаю, что это деструктивно, вводит меня в депрессивное состояние. Обычно когда я в этом состоянии, то параллельно думаю "ну вот опять эти мысли, мне так не нравится! Что бы сделать, чтоб так не думать? Я хочу нормально жить, хватить себя принижать! ".
Сознательно то понимаете, а в подсознании страх ошибки, может быть даже яркий перфекционизм - стремление добиться идеального результата.
Мой муж говорит мне, что я драматизирую.
И Вы сами это отметили и муж, и как то видимо и коллеги по работе чувствуют. А это неприятно (подсознательно) и им.
Я хочу быть лучшей на работе, знать ответ на любой вопрос
Лучшей из лучших, и обратите внимание "знать ответ на ЛЮБОЙ ВОПРОС". Так разве бывает?
Тут перфекционизм смыкается с "синдромом отличницы" - заслужить и внешнее одобрение.
То, что я постоянно не применяю просто забываю
Это естественно для любого человека. Таково свойство памяти - были устойчивые нейронные связи, не пользовались и они постепенно распадаются. С другой стороны это ведь и хорошо, если эти связи патологические, негативные, иррациональные. Ведь тоже распадаются, если их не подкреплять. А мы их в жизни привычно подкрепляем, идем (в мозгу) по пути наименьшего сопротивления.
Я пытаюсь что-то вспомнить, начинаю волноваться, переживать, что не могу вспомнить и забываю последнее.
Это уже тревожность, страх самого страха.
Я ругаю себя за это.
И сами снижаете свою самооценку.
Я не люблю заниматься уборкой, но я считаю, что дома должен быть идеальный порядок. Я пытаюсь себе объяснить ты либо убирай, либо оставь себя в покое. Но у меня так не работает, я пилю себя и ничего не делаю как мне кажется надо делать)
А идеальный порядок бывает?
Знаете закон Парето? Суть закона Парето проста: 20% приложенных усилий приносят 80% результата. Закономерность работает и в обратную сторону: 80% усилий (как бы сверх необходимого минимума) приводят к незначительной отдаче в 20%. Может использоваться как базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации её результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны
Я пилю себя и ничего не делаю как мне кажется надо делать
Долженствование к себе прямо как по "букварю" КПТ.
То же самое можно сказать про фигуру. Я даже себя ненавидела при появлении первых морщин и коронок во рту. Мне понадобилось время, чтоб себя уговорить, что это естественный процесс, не сходи с ума!
И все таки получилось себя уговорить? КПТ по сути и предполагает дискуссии, в результате которых рождается подходящая именно Вам рациональная установка и постепенно закрепляется в подсознании. И старой иррациональной там уже не будет места.
Вот вроде бы все обсудили (письма иногда с сайта на почту с некоторой задержкой приходят и получается небольшая путаница).
Я просто уверен, что КПТ Вам поможет. Мы очень быстро разобрались с основными проблемами подсознания. В классическом психоанализе на это месяцы бы ушли "на кушетке", свободные ассоциации, ловля инсайтов.
Родоначальники КПТ А. Эллис, А Бек, Д. Мейхенбаум начинали свою работу как классические психоаналитики. Эллис ощутил, что пассивность и бездеятельность ортодоксального психоанализа идут вразрез с его возможностями, опытом, собственной личностью и темпераментом. "Если мне кажется, что я отлично знаю причины проблем пациента, почему я должен пассивно ожидать, иногда в течение нескольких недель и даже месяцев, пока он, по собственной инициативе, покажет мне, что полностью "готов" принять мои толкования? Почему, когда пациентам с трудом даются свободные ассоциации, когда они за всю сессию могут вымолвить всего несколько слов, я не должен помочь им наводящими вопросами или замечаниями? " (Ellis, 1962) Собственно это мы и проделали за один день. Конечно, по ходу КПТ иррациональные установки как то уточняются, дополняются и что самое главное - обезвреживаются, заменяются на рациональные. Не позитивные, а именно рациональные (относительно лучшие), адаптивные к жизни.
Вот даже не знаю предложить ли Вам еще один небольшой тест на тревожность?
Там два показателя (личностная, конституциональная) и ситуативная. По второму понятно - высокой будет. А вот как с личностной дело обстоит? Уточним?
Шкала тревоги Спилбергера-Ханина,
https://psytests.org/psystate/spielberger-run.html
Этот тест - 40 вопросов. Обратите внимание - первые 20 - как вы себя чувствуете в данный момент, вторые 20 - как вы себя чувствовали обычно (до возникновения этого состояния, ведь не всегда же оно было? ).
Приятного вечера!
Пишите. И можно приступить к пробным сессиям КПТ по переписке (бесплатно для начала).
Шкала ситуативной тревожности
42[ средняя ситуативная тревожность ]
Шкала личностной тревожности
57[ высокая личностная тревожность ]
Вот интересно.
Высокая личностная тревожность 57. 45 — 80 - диапазон "высокой". (80 — 45)/2 + 45 = 62,5 это середина диапазона высокой тревожности, все же она у Вас ниже середины.
Ситуативная 42 - средняя тревожность. И это не смотря на все Ваши стрессы. 31 - 44 балла - диапазон, все же на грани высокой.
По ходу разберемся, видимо какие то "застарелые" проблемки. КПТ в отличие от психоанализа не копается в детстве. Принцип такой - что сложилось к настоящему моменту, с тем и надо работать и устранять.
Теперь для продолжения работы немного теории.
Основная модель когнитивный-поведенческой терапии (КПТ) основана на представлении о том, что каждое жизненное событие состоит из серии активирующих событий, мнений и их последствий: Активирующее событие (А) (activating experience) → (В) внутренние установки (beliefs) → (С) последствия (consequences).
A: активирующее событие. Любая осознанная стимуляция, вызывающая ряд мыслей и эмоций. Сюда входят как внешние, так и внутренние (мысль или чувство) события. Это Ваши так же Ваши внутренние якоря и триггеры.
B: установки. Все, что мы думаем об активирующем событии или ситуации. Эти мысли могут быть как явными, так и подсознательными или едва заметными. Сюда также включаются визуальные образы, иногда ощущение запахов.
С: последствия. Эмоции или поведенческие реакции, возникшие в результате A + B. Это означает, что когда что-то происходит (А), Вы затем (чаще подсознательно) думаете об этом (B), оцениваете его, и после ощущаете или совершаете что-либо или эмоционально реагируете (С).
Человек обычно воспринимает А (Активирующее событие) и последствия С. Однако, согласно когнитивно-поведенческой теории и практике, каждое событие происходит последовательно, именно как A-B-C. Эмоции и поступки всегда являются результатами некого первичного цикла A + B, но Вы в первую очередь ощущаете С. Мы уже частично разобрались с В. Наша следующая задача буде выявить реальные Ваши В) (подсознательные установки) в различных конкретных ситуациях.
Вами будет вестись дневничок отрицательных событий со столбцами А В С. На этом этапе важно наиболее полно обдумать и записать колонку В: что промелькнуло в подсознании, какие возможные иррациональные установки Вы ощутили. Для подсказок Вам уже предложен небольшой набор типичных "слов-маркеров" для каждой иррациональной установки.
Далее приступим к систематическому анализу дневника. Будем разбирать ситуации из дневника, уточнять колонку В. Далее, когда ведение дневника уже не будет представлять особых проблем (именно в части колонки В), начнем следующий этап.
D (disputing) – дискуссии, постановка под сомнение вредных систем убеждений с помощью их исследования, совместной с Вами оценки, оспаривания, выработка рациональных убеждений, соответствующих прежде всего Вашему глубинному мировоззрению, приемлемых «душой».
Потом E (effects) – закрепление в подсознании и поведении выработанных рациональных реакций как результатов осознания и оспаривания иррациональных (мешающих жить) установок .
Пишите, насколько это понятно, лучше сразу - что непонятно.
Вами будет вестись дневничок отрицательных событий со столбцами А В С.
Здравствуйте! Мне их фиксировать в течение какого-то времени или будем обсуждать как наберется какое-то количество?
Пишите, насколько это понятно, лучше сразу - что непонятно.
Мне проще понять в процессе работы. Пока поняла так: возникает межличностная ситуация, которая меня расстраивает. Столбец А: Я описываю ситуацию, столбец В: что-то надо написать, пока не понятно что и столбец С: описываю свои эмоции, свою реакцию.
Добрый день, Мария!
Ситуации фиксируйте по мере возникновения (достаточно часто они могут и каждый день случатся). Записывайте в отдельный файл.
Через день, другой а может уже и сегодня присылайте ситуацию, которая Вас в наибольшей степени "задела". Можно вспомнить и острые ситуации в прошлом, только не обобщенно а конкретно, тут нюансы нужны. Что бы вспомнили и описали ее на тот день, на тот час.
Будем обсуждать как только пришлете. Сначала даже не саму ситуацию, а уточним В), может и по А) и С) будут дополнительные вопросы.
Пока поняла так: возникает межличностная ситуация, которая меня расстраивает. Столбец А: Я описываю ситуацию, столбец В: что-то надо написать, пока не понятно что и столбец С: описываю свои эмоции, свою реакцию.
Описывайте все острые ситуации, не только межличностные. Мало ли чего в жизни происходит.
Комплексно будем анализировать.
Вот Вы, к примеру, писали:
Я считаю, что дома должен быть идеальный порядок
А) взглянули на беспорядок в квартире
В) ДОЛЖНА же я наконец добиться идеального порядка
С) стыд, чувство вины, отвращение к себе...
Для подсказки: Положительные и отрицательные основные эмоции человека составляют относительно небольшой список из десяти проявлений:
Радость
Печаль
Отвращение
Удивление
Гнев
Вина
Страх
Интерес
Стыд
Презрение
Одновременно и поведенческие не совсем адекватные реакции (которых Вам бы не хотелось). Типа, ногой пнуть валяющуюся не на месте вещь.
Другой (Ваш) пример:
Если что-то стрельнуло в организме, значит я почти смертельна больна.
А) что-то стрельнуло в организме
В) я почти смертельна больна - "капец" (как Вы писали - любите это слово), кошмар, ужас...
С) тревога, страх,...
Вот они и конкретные примеры, и именно Ваши.
В: что-то надо написать, пока не понятно что
Что бы Вам не рыться в моих письмах, повторю такой момент:
Для каждой установки характерны определенные подсознательные или полусознательные слова (маркеры установки), которые полуавтоматически воспроизводятся в негативных ситуациях.
Слова-маркеры для катастрофизации (драматизации) : катастрофа, кошмар, ужас, конец света, драма, бедствие, несчастье, разгром, крушение, «жесть», «облом»…
Слова-маркеры для установки долженствования (к себе, к людям, к миру): обязательно, должно, должны, должен (не должен, не должны, не должно и т. п.), положено, «кровь из носу», во что бы то ни стало, необходимо, обязан, надлежит, требуется, приходится, надо, вынужден, следует, очевидно...
У Вас могут быть и какие то свои, типа "капец" (мне понравилось, дополнил свой список, может и другим пригодится).
В КПТ есть еще перечень нескольких дополнительных иррациональных установок. Они обычно проявляются на фоне базовых. Как проявятся, так и обсудим и слова-маркеры для них приведу.
Вы когда выберете время, ответьте по этому письму и можете сразу присылать какую-то острую ситуацию. Как там у Вас сегодня с порядком в доме? Вот я огляделся сейчас вокруг себя - бардак! Но как там Карлсон говорил "пустяки, дело житейское", есть более важные дела, вокруг компа порядок на четверку, остальное - "по ходу жизни" подправим.
Хороших выходных!